суббота, 21 сентября 2013 г.

2005 - Протоиерей Михаил Херасков


РУКОВОДСТВО
к последовательному чтению
ПЯТИКНИЖИЯ МОИСЕЕВА
Москва2005

КНИГА БЫТИЯ
Цель написания книг Бытия.
      Что касается цели написания книги Бытия, то её можно усматривать в том, чтобы увековечить истинную историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, после того как чистые придания о сём стали затмеваться в людях по причине сокращения их жизни; также соблюсти в чистоте учение о Божественном Избавителе рода человеческого, раскрывавшееся от времени до времени в многократных божественных обетованиях, преобразованиях и пророчествах. При сём могла быть и частная цель бытописателя – утешить бедствующих странников еврейских благодатными обетованиями Иеговы, Бога Израилева. Гл. XVIII. Шестое Богоявление Аврааму с откровением Сарры о рождении от нее сына.

Гл. XVIII. Шестое Богоявление Аврааму с откровением Сарры о рождении от нее сына.
в. Откровение Божие Аврааму о погибели, назначенной Содому (ст. 16-22).
       …. Авраам же пошел с ангелами, проводить их…. (Ст. 16019). Узнал ли Авраам своего божественного посетителя? Без всякого сомнения, узнал, но оно провожает Его все-таки как странника, поскольку этот образ благоугодно было самому Иегове принять на себя. Так иногда и цари земные скрывают свое величие под образом частных лиц, - и никто не смеет нарушить их инкогнито.
       …. Поэтому и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится…. (Ст. 14). Что значит пословица, о которой делает замечание Моисей «на горе Иеговы усмотрится»? Ее употребляли, в каких нибудь крайних и безвыходных состояниях, когда не подставлялось ниоткуда и никакой помощи, кроме Бога. В этих случаях говорили: «На горе Иеговы усмотрится», т.е. «помощь Божия усмотрится», как некогда она усмотрелась для Авраама. Это выражение равняется нынешним: «буди Его святая воля!» или «Господь не без милости!» или еще «авось Бог милостив!»

Б. Обетование и Богоявление Исааку (троекратные).

Гл. XXV, 21-24. Первое откровение Исааку, через жену его Ревекку, о судьбе двух сыновей ее.
      И молился Исаак господу о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна…. (Ст. 21). А Таргумиме Ионафана находится предание, по которому Исаак вместе с Ревеккой ходил на гору Мория, где отец его хотел принести его во всесожжение Богу, и где Иегова торжественно клялся Аврааму даровать многочисленное потомство. Там будто бы Исаак и Ревекка умоляли Иегову о разрешении их неплодства.
      …. И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. В неплодстве жене патриархов (Ревекки, Сарры и Рахили) усматривается особенное намерение Иеговы. Этим неплодством Господь хотел, во-первых очистить и возвысить веру испытуемых патриархов, которым сам же обещал неоднократно многочисленное потомство; а с другой стороны – хотел, чтобы явно было, что обетованное семя – И. Христос имел придти к роду человеческому не по одним обычным законам естества человеческого, но главным образом по обетованию и силою благодати.
      Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказал: если так будет, то для чего мне это?… (Ст. 22). Биение младенца в утробе Ревекки было, очевидно, не похоже на обыкновенное и естественное биение; ибо совершалось с необычайною силою, и притом было болезненное для Ревекки и сопряженное с опасностью для ее жизни. Потому-то конечно оно и возбудило в Ревекке страх и вызвало болезненный вопль к Иегове, что она даже не рада и быть матерью, - чего прежде так сильно желала.
КНИГА ИСХОД
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
а) Явление Моисею Иеговы в горящей купине (ст. 1-5). б) Откровение об избавлении Евреев, и назначение Моисея на это дело (ст. 6-10111110. в) Двукратное отречение Моисея (ст. 11-22).

      Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к Фараону.... и вывести из Египта сынов Израилевых?... (Ст. 11). Не высказал ли здесь Моисей непослушания Богу, и не обнаружил ли маловерия? Ни то, ни другое; ибо Моисей хорошо знал, кто посылает его, и конечно верил всемогуществу посылавшего. Напротив, в словах Моисея ясно высказывается глубочайшее чувство благоговения к воле Иеговы, и искреннее сознание своих немощей и своего недостоинства.
      Бог сказал Моисею: Я есть Сущий, и сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам.... Вот имя мое на веки! (Ст. 14. 15). Этим именем Господь выражает вечность, самобытность и неизменяемость своего существа, и хочет дать понять Моисею, а через него и Евреям, страждущим в Египте, что Он готов осуществовать (т.е. привести в исполнение) обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову. После пленения вавилонского Иудеи страшились произносить имя Иегова, и даже употреблять в сочинениях. Поэтому то может быть LXX толковников полагали вместо этого имени слово Кύριος – Господь.
      ... Но Фараон тотчас же обнаружил свое упорство и жестокость. Сам Иегова объясняет дальше Моисею, что Фараон не захотел бы и выслушать Евреев, если бы они прямо стали просить у него совершенного отпуска из Египта...
      ... Египтяне расположены были, конечно, страхом чудес, явленных при исшествии Евреев силою Бога их Иеговы, и может быть даже обыкновенным дружественным чувством и состраданием к удалявшимся странникам, по восточным гостеприимным обычаям. Это последнее, между прочим, утверждает Иосиф Флавий...

 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.
      И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и скажут: не явился тебе Господь? (что сказать им?) (Ст. 1). Что было поводом для этого третьего отречения Моисеева? Может быть, неверие собственно народа Израильского, т.е. грубой и неверующей толпы, а не старейшин, к которым Господь выше повелевал, обратился Моисею. Впрочем, это было не столько новое отречение Моисея, сколько продолжение его предыдущей беседы с Иеговою, или новый вопрос об одном и том же предмете, т.е. как возбудит веру и надежду в порабощенном Израиле. «Положи, Господи, - как бы так говорил Моисей, - народ Израильский, услышав имя твое, поверит твоей силе и могуществу; но чем убедить его, что Ты не только можешь, но и хочешь спасти его, и именно через меня?» Для уверения Моисея Иегова вооружает его силою чудотворений...
      ... И сказал ему Господь: что это в руке у тебя?
          .... Он отвечал: .... Если... не поверить двум этим знамениям...; то возьми воды из реки и вылей на суше; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.... (Ст. 9). Сотворил ли Моисей это третье чудо перед лицом Иеговы, подобно утвердительно, но Филон отрицательно – и с большим основанием, ибо сам Господь говорит Моисею условно: «если же не поверят двум первым знамениям, то возьми воды и проч...».
      И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я неречистый.... и косноязычен!... (Ст. 10). После всех предыдущих уверений Иеговы в своем покровительстве и помощи, мог ли Моисей серьезно опасаться своего косноязычия, или оно было для него только предлогом для отрицания? В искренности опасения Моисеева сомневаться нельзя; ибо сам Господь успокаивает его в этом опасении, обещая быть при устах его – и научить, что говорит перед Фараоном, а не обличает в неискренности его опасения. И мог ли Моисей допустить неискренность в беседе с Богом? Самые слова Моисея, что он косноязычен не теперь только, в присутствии Иеговы, а давно, может быть с детства, обнаруживают в нем намерение показать; что он не выдуманные и не безосновательные приводит предлоги – для своих отрицаний перед Иеговой. Конечно, ссылка Моисея на свое косноязычие не довольно основательна после всех предыдущих уверений Иеговы к успехе дела и в небесном покровительстве, но она обличает в Моисее не столько слабость веры, или некий дух противления, сколько смиренное сознание своих немощей и величие возлагаемого на него подвига. Истинно великие люди всегда скромны, и не обольщаются блеском предстоящих им дел.
      ... Оказывается, что чем больше Моисей отрицался перед Иеговою, тем более оказывался достойным своего призвания, и тем большие получал от Иеговы обещания помощи и покровительства.
      И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они?... (Ст. 18). Почему Моисей умалчивает перед тестем своим о настоящей цели своего путешествия в Египет? По духу смирения, который не позволял ему обнаруживать ни перед кем тайны своей беседы с Иеговою и своего высокого посадничества; а с другой стороны – по осторожности и точному исполнению слов Иеговы, ибо Иегова только посылает его в Египет, но не уполномочивает тот час же перед всеми объявить о своем посольстве. Черта высокая в избраннике Божьем, и будущем вожде народа еврейского.
      И сказал Господь Моисею:.... пойди, возвратись в Египет; ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих.... и отправился в землю Египетскую.... и сказа господь Моисею.... смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай веред лицом Фараона (Ст. 19-21). С какою целью было это новое богоявление Моисею, и что нового узнает здесь Моисей от Иеговы? Хотя цель этого богоявления была прежняя, т.е. укрепить и ободрить Моисея в предстоящем ему трудном подвиге, и хотя некоторые наставления Божьи здесь повторяются (например, о совершении чудес); но здесь уже от самого Иеговы Моисей узнает о том неверии и ожесточении царя египетского, которое он прежде только предполагал и которое так страшило его; и здесь господь уже повелевает, кроме совершения чудес, употребить против ожесточенности Фараона – силу угроз и наказаний; высказывает даже основание своего правосудного гнева на царя египетского за народ Израильский; ибо этот народ есть первенец Божий. Здесь новое сильное подкрепление веры Моисеевой.
      Вероятнейшим и наиболее натуральным должно признать это последнее мнение, ибо едва ли явившегося грозного Иегову Сепфора могла без натяжки назвать женихом крови, тем более, что эти слова она произносит и по удалении Иеговы; едва ли так же, в виду грозной опасности, висевшей над мужем и сыном, Сепфора могла произнести слова, имевшие очевидно шутливый оттенок о сыне своем, назвав его женихом...
      И встретился Аарон с братом Моисеем при горе Божией (т.е. Хорив), и поцеловал его.... (Ст. 27). Какое значение имела для Моисея встреча с братом Аароном? Она была началом исполнения многочисленных обетовании и уверений Иеговы, и конечно весьма много укрепила дух его, особенно после только что случившейся истории на ночлеге.
      И пересказал (Израильтянам) Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею, и сделал Моисей знамения перед глазами народа. И поверил народ.... (Ст. 30. 31). Что можно приметить при первом появлении Моисея и Аарона перед народом Израильским? То, что Аарон тот час же вступает в назначенную ему самим Иеговою должность помощника брату своему. Не Моисей, а Аарон начинает, говорит Израильскому народу обо всех словесах Божьих, бывших к Моисею. Моисей же начинает действовать и творить чудеса.

Гл. V, 1-13. Обьявление Моисеем и Аароном Фараону воли Божьей об отпущении из Египта народа еврейского.
      После этого Моисей и Аарон пришли к Фараону.... (Ст. 1). Скольких лет были тогда Моисей и Аарон? Моисею было восемьдесят, а Аарону – брату его – восемьдесят три года, когда они в первый раз явились к Фараону, и именем Божьим потребовали отпустить народ Еврейский. Фараон горделиво отвечал им, что он не хочет знать Иеговы, Бога Еврейского. .... кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его?... я.... Израиля не отпущу.... (Ст. 2). Какого рода неверие слышится в словах Фараона? Неверие не по незнанию, ибо он хорошо мог знать о Боге Еврейском от самих Евреев; но неверие по гордости, по нежеланию – считать для себя обязательным повеление Иеговы. Кто смеет мне приказывать? – как бы так говорил Фараон.
Они сказали Фараону: отпусти,... чтобы Иегова не поразил нас язвою, или мечом.... (Ст. 3). Разве угрожал Бог Евреям язвою и мечем, в случае, если бы не пошли они из Египта? Нет, этой угрозы не находим мы в беседе Иеговы с Моисеем, при посольстве этого последнего в Египет. Но Моисей вспомнил, конечно, как Господь обнаружил свой гнев за одно отрицание его – идти в Египет, и потом на дороге – за одно несоблюдение обрядового закона; следовательно, они с Аароном имели основание страшиться еще сильнейшего гнева Божия за слабость и уступчивость перед Фараоном в виду всего народа Израильского, для спасения которого они теперь пришли. Кроме этого в словах Моисея и Аарона есть угрожающий намек самому Фараону. «Если неисполнение воли нашего Бога, - как бы так говорили они, - может сопровождаться такими казнями, то смотри, страшись Его гнева и ты фараон!»
      .... Они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему.... (Ст. 8). В этих словах Фараона слышится полное презрение к религии еврейской. По словам египетского царя, намерение совершить религиозное празднество в честь Иеговы есть вымысел людей праздных; рабы не должны думать о религии, а должны работать как животные безответные и бессловесные. Слова Моисея – о воззвании Евреев в пустыню на религиозное торжество самим Богом Еврейским – Фараон называет пустыми речами; значит, в этих речах он видит простой только обман. Своими зверскими жестокостями он действительно хотел доказать Евреям, что они вдались в обман и гоняются за неисполнимыми мечтами.

Гл. VII, 10-25. Гл. VIII, 1-15. Ожесточение Фараона и противление его воле Божией, поддерживаемое египетскими волхвами.

       ... И сделали так, как повелел (им) Господь (Гл. VII 10),… т.е. обратили жезл в змея. Почему до сих пор Моисей медлил явить перед Фараоном полученную от Иеговы чудодейственную силу? Ответ на это находим в предыдущем стихе. Он должен был начать свои чудотворения по желанию и вызову самого Фараона, чтобы не были они нравственным насилием для него. Теперь, когда Фараон не говорит уже, что он не хочет знать Иеговы, а напротив – хочет узнать Его, и, окруженный своими рабами, требует чуда, теперь всего благовременные было показать перед ним силу Иеговы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий